портрет

Галич. Троицкий собор.

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…», – говаривал незабвенный Александр Сергеевич Пушкин. «А ещё, наличие «самодвижущейся повозки» и нескольких дней беззаботного летнего отпуска», – добавил бы я вослед великому поэту. Как бы иначе смогли мы посетить славный город Галич, что в Костромской области? Но о нём, как-нибудь, в другой раз. А сегодня, об одном из этих самых «открытий» – Соборе Живоначальной Троицы Николаевского Староторжского монастыря близ Балчуга – древнего городища, где собственно и возник Галич.

1



Основателем и первым игуменом монастыря был преподобный Иаков Галичский, живший в середине XV века, ученик и ближайший сподвижник святого Паисия Галичского.

2

Согласно писцовым книгам 1635 года в обители имелись две церкви – Никольская и Архидиакона Стефана. Ко второй половине XVIII века к ним добавились ещё две – Богоявленская (1784) и Борисоглебская, разобранная в 1770 году. Все они были деревянными…

3

В 1668 году монастырь был «перепрофилирован» в женский…

4

В 1838-м, стоявшая у кормила обители игуменья Таисия приняла решение о возведении каменного храма – Собора Святой Троицы. Первоначальный проект здания был разработан членом губернской строительной комиссии инженером Львовым, после чего чертежи, «дабы предать более благовидности и правильности в архитектуре», были существенно переработаны в Комиссии проектов и смет Главного управления путей сообщений и публичных зданий Петербурга.

5

Подрядчиком выступил крестьянин Нижегородской губернии Павел Гурьянович Трухин, крепостной человек помещицы Блудовой.

6

Строительство растянулось на добрые двадцать лет, с 1839 по 1859. Уж больно грандиозным было сооружение для провинциального, третьеразрядного монастыря. (Деньги на постройку собирали по всей России!)

7

В плане собор представляет собой четырёхстолпный, пятиглавый храм в стиле позднего классицизма. Западный фасад украшен четырёхколонным тосканским портиком с треугольным фронтоном. Купольный барабан-ротонда центральной главы прорезан арочными окнами…

8

Росписи выполнены в 1891 году и позднее.

9

После «Великого Октября» храм переоборудовали в кочегарку, монастырские здания передали под жильё, хозяйственные – тракторной станции и педагогическому училищу.

10

Малые главки были сбиты и восстановлены только в 1990-е годы.

11

К настоящему времени собор (самый крупный, между прочим, в Костромской губернии) находится в «процессе реставрации» осилить которую способен разве что федеральный бюджет. Участь его, по-видимому, незавидна…

12

… И в качестве постскриптума.
Два местных жителя-полубомжа, ночевавшие в тот день в глубине алтарной апсиды, не смогли сообщить о храме ничего, даже названия его не знали.

13

Как ни странно, не знали его и некоторые из обитателей бывших монашеских келий, встреченные по пути. Так что спиливателям крестов и прочим борцам с «церковным засильем» можно особо не беспокоиться. Всё и без того с общественной нравственностью и культурой у нас дышит на ладан.
Только, вот, дальше-то что?



"Только, вот, дальше-то что?" - pesetz. No neob`azatel`no skoro.
K etomu vse idet. Naverhu zavariva`t kaschu. No eto mo`e mnenie.
Жалко здание. Очень. Как больной умирающий человек, у которого еще есть надежда выжить, нужно только продержаться и найти где-то день на дорогое лечение.
... И ещё нужны люди, которые бы туда приходили.
А их в таких городках, увы, всё меньше.
Но это же монастырь? Наверняка есть те, кто устал от жизни и кто ищет убежища.
Монастыря там давно уж нет,
а "уставшие от жизни" чаще всего у нас ищут утешения на дне бутылки...
(Что-то я совсем записался в пессимисты:)))
То то я и смотрю)) Я Вас пытаю вытащить, а Вы как в том анекдоте...)) Ну ниче, просто усталость и осень. Не всегда же быть оптимистом)))
Ну вот)) Жизнь налаживается))) И даст Бог и в этом здании тоже что-то изменится.
Проехал мимо него в этом году, не заходя. Была серая погода и этот собор так стремно смотрелся.
Спасибо, теперь посмотрел, как там внутри)
Нам тоже с погодой не повезло: тучи, дождь, серость.
Да и сам собор настолько загромождён позднейшими постройками, что совсем "не смотрится". А уж желания заходить внутрь и вовсе не вызывает.
Вот жалко, что в мегаполисах монахи на внедорожниках пьяные ездят, а в глубинке большинство церквей пропадает. А это, как правило, часто приятная и богатая история мест. Не то, что сейчас - разруха и уныние. Да и надежда моральная жителей.

Да, во многих местах уже паствы не набрать, храм нерентабельным будет, но в райцентрах можно было бы и задуматься...
В Галиче осталась пара небольших действующих церквей (может и больше).
А вот с паствой, думаю, действительно проблема, впрочем как и везде. Главный "контингент" - бабушки, а с них "доход" небольшой.
Больше, конечно :) И паства набирается не только из бабушек. Тем более, что Галич крупный районный центр с железнодорожной станцией. Другое дело, что денег на восстановление нет. Костромская область (и еще несколько) признана банкротом. Кредиты набранные у государства отдавать нечем, потому что сельское и лесное хозяйство (основной доход области) порушены. Так что, тут уж не до церквей. К тому же, рядом имеется восстановленный Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь. Может быть и у этого монастыря когда-нибудь найдется свой спонсор.
Кстати, в той же Костромской области, ближе к Шарье, в селе Угоры восстанавливают церковь Воскресения Христова, в которой венчались будущий декабрист М.А. Фонвизин и Н.Д. Апухтина (прототип Татьяны Лариной). Храм стоял много лет в жутком состоянии, но вот, может кого история заинтересовала, может наконец денег насобирали. В любом случае, хочется верить, что не все так плачевно в нашем королевстве :)
Надеюсь, что так и будет.
В Галиче мы были "наскоком", всего пару часов, поэтому город хорошо посмотреть не удалось.
Поразило внутреннее убранство небольшой Введенской церкви (недалеко от Троицкого собора). Удивительной сохранности и красоты!
Да и Паисиево-Галичский монастырь тоже понравился. Жаль только, что фотографировать в нём запрещают. Не знаю, уж, почему...
Повезло еще, что просто посмотреть разрешили. Там матушка строга к простым любопытствующим смертным :)
На мой взгляд, это не совсем правильная позиция.
Такая "закрытость" во многих порождает недоумение и раздражение. Особенно сейчас...
Но я могу понять и церковных иерархов: некоторые "паломники" совершенно не имеют чувства меры, элементарного такта. Тычут своими объективами едва ли не в лицо батюшкам, мешают службе. Здесь необходим какой-то баланс, но огульный запрет - не выход.
Росписи на стенах, это что-то нереальное. Как только и сохранились!
А откуда данные, что собор самый крупный в губернии?
Прочитал на одном из "костромских" сайтов. Перепроверять не стал.
Наверное, зря...
Может и не зря. Я не знаю какой самый крупный, но как-то мне сомнительно. Если не брать саму Кострому в расчет, то по области наберется много больших храмов. Просто интересно, как величину расчитывали, по кубатуре? :))
Добрый день, вы не против если я воспользуюсь вашими фотографиями у себя, со ссылкой на ваш ЖЖ? спасибо.